Новости Федеральной резервной системы (ФРС)

Процентная ставка

ФОКУС РЫНКА

  • США: рост ВВП за 1-й квартал пересмотрен до 0,8% годовых с 0,5% - вторая, предварительная оценка
  • США: незавершенные сделки по продаже жилья выросли в марте
  • США: потребительские настроения улучшились по итогам мая
  • США: заказы на товары длительного пользования выросли в апреле, но коммерческие расходы ослабли

Федеральная резервная система (ФРС)

www.federalreserve.gov

ФРС является независимым федеральным агентством, которое выполняет функций центрального банка и осуществляет централизованный контроль над коммерческой банковской системой США.

ФРС является именно системой, системой многих организаций разных уровней, объемов власти и форм собственности (более подробно об организационной структуре описано ниже).

ФРС осуществляет свою деятельность на основании Закона о Федеральной резервной системе (The Federal Reserv Act) от 23 декабря 1913 года.

Как известно, одной из основных функций центрального банка любой страны является осуществление денежно-кредитной (монетарной) политики. ФРС не исключение. Закона о Федеральной резервной (поправки от 1977 года), основной целью денежно-кредитной политики ФРС является «действенно способствовать целям максимальной занятости населения, стабильности цен и умеренным долгосрочным процентным ставкам».

Инструменты денежно-кредитной политики ФРС

1. Изменение ставок

Основными ставками для ФРС являются ставка по федеральным фондам (Federal funds rate) и дисконтная (учетная) ставка (Discount rate).

Ставка по федеральным фондам - это процентная ставка, по которой банки США предоставляют в кредит свои избыточные резервы на короткие сроки (как правило овернайт) другим банкам. При этом, процент, под который один банк кредитует другой, устанавливается самим банком, а ФРС устанавливает только целевой уровень ставки по федеральным фондам. Реальная ставка может отчитаться от целевой в связи с тем, что первая является средневзвешенной ставкой по займам, о которых банк-заёмщик и банк-кредитор договорились между собой. Реальная ставка называется эффективной ставкой по федеральным фондам (Federal funds effective rate).

Задачей ФРС является максимально приблизить уровень эффективной ставкой по федеральным фондам к ее целевому уровню.

Дисконтная (учетная) ставка - это процентная ставка, под которую ФРС выдает кредиты коммерческим банкам для поддержания ликвидности. Дисконтная ставка обычно выше ставки по федеральным фондам, поэтому банки, нуждающиеся в повышении ликвидности, прибегают к кредитам ФРС в самом последнем случае. Таким образом, ФРС выполняет роль кредитора последней инстанции.

На текущий момент ставка целевой уровень ставки по федеральным фондам составляет 0-0,25%.

Дисконтная ставка в данный момент равняется 0,75%.

2. Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке - это действия ФРС по купле/продаже ценных бумаг (как правило, государственных облигаций) на открытом рынке. Основная цель проведения данных операций - контроль над краткосрочными процентными ставками и размером денежной базы, чтобы таким образом влиять на денежную массу. Другими словами, операции на открытом рынке используются для приведения эффективной ставки по федеральным фондам к ее целевому уровню. Когда эффективная ставка выше целевой, ФРС увеличивает денежное предложение при помощи сделок РЕПО, то есть проводится покупка ценных бумаг. Тем самым увеличиваются резервы банков, а это, в свою очередь, приводит к росту предложения объемов краткосрочных кредитов, что влечет за собой снижение эффективной ставки. Если эффективная ставка ниже целевого уровня, то проводится уменьшение денежного предложения с помощью сделок обратного РЕПО, т.е. идет продажа ценных бумаг. Это приводит к снижению резервов банков, сокращению предложения краткосрочных кредитов, что влечет за собой повышения эффективной ставки.

После финансового кризиса 2008 года подход к проведению операций на открытом рынке в значительной степени изменился. В связи со снижением краткосрочных процентных ставок до около нулевого уровня дальнейшее их понижение стало невозможным с помощью операций на открыто рынке (ловушка ликвидности). Это вынудило федрезерв использовать количественное смягчение для дальнейшего стимулирования экономики с помощью покупок долгосрочных финансовых активов, а не только краткосрочных гособлигаций, понижая таким образом долгосрочные ставки процента.

По сути, количественное смягчение это разновидность операций на открытом рынке, при этом проводится покупка определённое количество облигаций или других активов у финансовых организаций без ссылки на ставку процента. В таком случае целью является увеличение денежного предложение, а не снижение ставки процента, которая не может быть снижена дальше.

3. Изменение резервных требований

ФРС может определять норму минимального резервного покрытия кредитов: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает денежную массу в стране, поскольку уменьшает кредитные ресурсы и снижает кредитный мультипликатор.

Изменение норм минимального резервного покрытия является более жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому его стараются использовать как можно реже.

На текущий момент действуют следующие резервные требования:

  • на обязательства в сумме до $12.4 млн 0%;
  • на обязательства в сумме от $12.4 млн до $79.5 млн 3%;
  • на обязательства в сумме свыше $79.5 млн 10%.
4. Изменение процента, начисляемого на обязательные и избыточные резервы

Данный инструмент может быть использован для повышения эффективной ставки. Учитывая, что проведение политики количественного смягчения наполнило балансы банков избыточными резервами, ФРС в будущем может столкнуться с проблемами, когда понадобиться поднять эффективную ставку по федеральным фондам до целевого уровня. В этом случае федрезерв будет использровать процент, начисляемый на обязательные и избыточные резервы, тем самым платя банкам за удержание средств средства на счетах в ФРС.

На текущий момент процент, начисляемый на обязательные и избыточные резервы, равняется 0,25%. Т.е. он равняется верхней границе целевого уровня эффективной ставки по федеральным фондам и поэтому банкам все равно, держать деньги на счетах ФРС, или давать излишки в кредит другим банкам.

5. Программа по финансовой поддержке малого бизнеса и потребителей (Term Asset Backed Securities Loan Facility)

Данная программа направленна на поддержку рынка потребительского кредитования и осуществляется через скупку производных бумаг от различных видов потребительских кредитов, включая автокредитование и долги по кредитным картам. Обязательным условием обмена государственных средств на эти бумаги будет максимальный кредитный рейтинг (ААА) последних.

6. Cрочный депозит для привлечения средств коммерческими финансовыми учреждениями ( Term Deposit Facility)

Это еще один инструмент, который наряду с процентом, начисляемом на обязательные и избыточные резервы может позволить ФРС ограничит рост денежной массы.

Организационная структура

Совет управляющих

Руководящим органом ФРС является совет управляющих. Он состоит из 7 членов (на текущий момент 1 место являются вакантным), которых назначает президент США с одобрения Сената сроком на 14 лет без права продления полномочий.

Совет управляющих является государственным учреждением. Его возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий.

Функции совета управляющих:

  • надзор за системным функционированием ФРС;
  • принятие решений в области регулирования;
  • определение требований к валютному резервированию.

Текущий состав совета управляющих:

  • Джанет Йеллен (председатель, полномочия председателя истекают 3 февраля 2018 года, член совета управляющих до 31 января 2024 года)
  • Стэнли Фишер (член совета управляющих до 31 января 2020 года)
  • Дэниел Тарулло (член совета управляющих до 31 января 2022 года)
  • Лайел Брейнар (информация о сроке истечения полномочий будет обновлена в ближайшее время)
  • Джером Пауэлл (информация о сроке истечения полномочий будет обновлена в ближайшее время)
Федеральные резервные банки (ФРБ)

США разбиты на 12 округов, в каждом из которых действует свой региональный резервный банк, которые вместе составляют основу структуры Федеральной резервной системы США. ФРБ имеют названия тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры.

ФРБ имеют статус самостоятельного юридического лица, но они отчитываются и подчиняются назначаемому президентом США и одобряемому сенатом США Совету управляющих ФРС.

Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих, состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом:

  • три управляющих класса A выбираются банками-членами ФРС из числа собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых);
  • три управляющих класса B выбираются банками-членами ФРС из числа людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых);
  • три управляющих класса C назначаются советом управляющих ФРС.

Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.

Функции региональных отделений ФРС:

  • устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
  • отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
  • предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.

Федеральные Резервные Банки США:

  • ФРБ Атланты (президент Деннис Локхарт)
  • ФРБ Бостона (президент Эрик Розенгрен)
  • ФРБ Далласа (президент Роберт Каплан)
  • ФРБ Канзас-Сити (президент Истер Джордж)
  • ФРБ Кливленда (президент Лоретта Местер)
  • ФРБ Миннеаполиса (президент Нараяна Кочерлакота)
  • ФРБ Нью-Йорка (президент Уильям Дадли)
  • ФРБ Ричмонда (президент Джеффри Лейкер)
  • ФРБ Сан-Франциско (президент Джон Уильямс)
  • ФРБ Сент-Луиса (президент Джеймс Буллард)
  • ФРБ Филадельфии (президент Патрик Харкер)
  • ФРБ Чикаго (президент Чарльз Эванс)

Важнейшим из 12 резервных банков является ФРБ Нью-Йорка. Его президент имеет право постоянного голоса на заседаниях Комитета по операциям на открытом рынке в то время как главы остальных 11 ФРБ получают право голоса на основе ротации.

Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды.

Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд — 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС.

Банки-члены

Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.

Функции банков-акционеров ФРБ:

  • получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
  • участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).
Федеральный комитет по открытому рынку (Federal Open Market Committee, FOMC)

Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 голосующих участников, в число которых входят все члены совета управляющих ФРС, президент ФРБ Нью-Йорка на постоянной основе и президенты пяти ФРБ, которые получают право голоса на основе ежегодной ротации.

По закону о ФРС США заседания FOMC должны проходить не менее четырёх раз в год. С 1981 года ежегодно проводится по 8 заседаний с интервалами в 5-8 недель. На каждом заседании Комитета проводится голосование относительно размера процентной ставки, обсуждаются текущая экономическая ситуация, направление денежно-кредитной политики и т. д. Через три недели после каждого заседания на сайте FOMC публикуются протоколы с основными результатами заседания.

Не менее двух раз в год Комитет также проводит голосование по направлениям долгосрочной стратегии в отношении важнейших показателей экономики, рынка труда, инфляции, а также денежной массы и государственного долга.

Консультационные советы и рабочие комитеты
  • Потребительский консультативный совет.
  • Консультативный совет общества депозитарных институтов.
  • Федеральный консультационный совет.

Прочее

График заседаний FOMC на 2013
  • 29-30 января
  • 19-20 марта
  • 30 апреля - 1 мая
  • 18-19 июня
  • 30-31 июля 
  • 17-18 сентября
  • 29-30 октября
  • 17-18 декабря
График заседаний FOMC на 2014
  • 28-29 января
  • 18-19 марта
  • 29-30 апреля
  • 17-18 июня
  • 29-30 июля
  • 16-17 сентября
  • 28-29 октября
  • 16-17 декабря
Состав FOMC на 2014 год
  • Весь состав Совета управляющих
  • Президент ФРБ Нью-Йорка 
  • Президент ФРБ Кливленда
  • Президент ФРБ Филадельфии
  • Президент ФРБ Далласа
  • Президент ФРБ Миннеаполиса
Альтернативные члены:
  • Вице-президент ФРБ Нью-Йорка
  • Президент ФРБ Чикаго
  • Президент ФРБ Ричмонда
  • Президент ФРБ Атланты
  • Президент ФРБ Сан-Франциско
Состав FOMC на 2015 год
  • Весь состав Совета управляющих
  • Президент ФРБ Нью-Йорка 
  • Президент ФРБ Чикаго
  • Президент ФРБ Ричмонда
  • Президент ФРБ Атланты
  • Президент ФРБ Сан-Франциско

Альтернативные члены:

  • Вице-президент ФРБ Нью-Йорка
  • Президент ФРБ Кливленда
  • Президент ФРБ Бостона
  • Президент ФРБ Сент-Луиса
  • Президент ФРБ Канзас-Сити
График заседаний FOMC на 2015
  • 27-28 января
  • 17-18 марта*
  • 28-29 апреля
  • 16-17 июня*
  • 28-29 июля
  • 16-17 сентября*
  • 27-28 октября
  • 15-16 декабря*

* Заседание будет включать публикацию экономических прогнозов и пресс-конференцию председателя.

Состав FOMC на 2016 год
  • Весь состав Совета управляющих
  • Президент ФРБ Нью-Йорка 
  • Президент ФРБ Кливленд
  • Президент ФРБ Бостон
  • Президент ФРБ Сент-Луис
  • Президент ФРБ Канзас-Сити

Альтернативные члены:

  • Вице-президент ФРБ Нью-Йорка
  • Президент ФРБ Чикаго
  • Президент ФРБ Филадельфии
  • Президент ФРБ Далласа 
  • Президент ФРБ Миннеаполиса
График заседаний FOMC на 2016
  • 26-27 января
  • 15-16 марта*
  • 26-27 апреля
  • 14-15 июня*
  • 26-27 июля
  • 20-21 сентября*
  • 1-2 ноября
  • 13-14 декабря*

* Заседание будет включать публикацию экономических прогнозов и пресс-конференцию председателя.